Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:44 

Освещая Торчвуд. Глава 6

Dr Owen Harper
I'm not just a doctor. I'm a bloody brilliant doctor!
Освещая Торчвуд:
Эссе о повествовании, персонажах и сексуальности в сериале BBC

ГЛАВА ШЕСТАЯ
Охота на инопланетян и секс с инопланетянами:
Торчвуд против Доктора

РИЧАРД БЕРДЖЕР


Летом 2004 года было опубликовано независимое исследование сетевых программ ВВС. Отчёт Графа(1) впервые постановил, что сетевые ресурсы BBC отныне должны рассматриваться как третий способ передачи информации корпорацией, наряду с радио и телевидением. Кроме того, в отчёте шла речь о так называемом «360-градусном производстве», при котором продукты производятся на различных платформах ВВС одновременно. Эффект был практически моментальным: ВВС закрыли некоторые из своих многочисленных вебсайтов и реорганизовали новые подразделения СМИ как элементы существующих отделов, вместо того, чтобы сделать их дополнением к радио- и телевещанию. В то же время уже велись дискуссии о возрождении телевизионной франшизы, которая игнорировалась в течение 16 лет, несмотря на наличие большого количества поклонников.
На первый взгляд возобновлённый в 2005 году «Доктор Кто» кажется воплощением новой межплатформенной политики BBC. Новый сериал сопровождался целой уймой сувенирной продукции, новеллизаций, комиксов, а также родственным сериалом-«комментарием» – «Доктор Кто: Конфиденциально». На сопутствующем вебсайте размещались игры и прочие объекты для скачивания, а затем последовали более «взрослый» спин-офф, «Торчвуд», осенью 2006 года, и «Приключения Сары Джейн» в начале 2007-го. Сериал «Доктор Кто» всегда был окружён большим количеством текстов, как официальных, так и (в большей степени) неофициальных, с момента его запуска в 1963 году, поэтому в этом не было ничего нового. Новое, однако, заключалось в диалогических взаимоотношениях между новым «Доктором Кто» и другими «продуктами», такими, как «Торчвуд». Существовала серия оригинальных романов по «Доктору Кто», дополнявших сериал и выходивших в течение 16-летнего перерыва в его истории. Вплоть до 1991 года они были по сути новеллизациями – то есть переработанными историями и сюжетами из оригинального телесериала. С 1991 года, однако, романы стали принципиально новыми историями, создававшимися новым поколением писателей. Многие из них выросли на оригинальном сериале «Доктор Кто» и были преданными его поклонниками. Марк Гэтисс написал оригинальные романы из серии «Доктора Кто» – «Круглоголовые» в 1997 году и «Последний из безрассудных» в 2000-м. В этих новых историях автор возвращался к приключениям Второго и Третьего Докторов. Гэтиссу пришлось потрудиться, чтобы стать сценаристом для обновлённого «Доктора Кто» в 2005 году, но эти романы-спин-оффы были относительно каноничными и не имели диалогических связей с сюжетом сериала. «Торчвуд» должен был стать чем-то совершенно иным. В этой главе я планирую показать, что корни возрождённого сериала «Доктор Кто» и «Торчвуда» лежат в фанатских сообществах и действиях, которые происходили во время перерыва в показе сериала с 1989 по 2005 год. Поклонники франшизы, агрессивно-страстные и организованные, поддерживали сериал на плаву благодаря написанию собственных фанфиков. Эти созданные поклонниками произведения значительно повлияли на «Доктора Кто», а менее стандартная их форма – слэш-фикшн (или слэш) – нашла своё место в «Торчвуде».

Диалогика «Торчвуда»


Фанфикшн (или фанфик) – это форма, посредством которой фанаты какой-либо книги, фильма или телевизионной программы пишут собственные истории, которые публикуют в фэнзинах(2) и онлайн. Авторы фанфиков могут развивать образы второстепенных персонажей в широко известных текстах или создавать сиквелы либо приквелы к крупным литературным, кино- и телевизионным работам – что можно явственно увидеть в «Торчвуде», где дальнейшее развитие получает персонаж капитан Джек Харкнесс. И Рассел Т. Дэвис, и Марк Гэтисс писали фанфики по «Доктору Кто» до того, как Гэтисс перешёл к «профикам» (официально одобренным создателями сериала историям). Однако, как в случае с романами «Доктор Кто» 1991 года, как фанфики, так и профики редко становятся частью любого «канона», и традиционно такого рода тексты лежат вне досягаемости «официальных» источников.
В середине 1950-х годов, когда телевидение стало массовым, за его развитием последовали и фанфики, и новое поколение авторов начало создавать эпизоды для своих любимых телесериалов, таких, как «Звёздный путь», «Человек от Д.Я.Д.И.»(3) и «Старски и Хатч»(4). Таким образом, фанатское творчество синонимично фанатской культуре, и фанфик действует как некая разновидность культурного вируса, поскольку может мутировать и эволюционировать для соответствия новым типам средств аудиовизуальной информации. Фанфик может преобразовывать телевидение в то, что Ролан Барт назвал бы «писательским» текстом [1], позволяющим аудитории быть вовлечённой в процесс и принимать в нём участие. Однако, большая часть фанфиков по «Доктору Кто» имеют в основном каноничную структуру – в отличие от «официальных» книг-ответвлений – поэтому быстро установились правила, согласно которым авторы должны были соблюдать канонические аспекты сериала, персонажей или локаций. Всё это было организовано благодаря преданным поклонникам «Доктора Кто», число которых постоянно росло. Фанфики, отступавшие от правил диахронического текстового источника, в основном считались плохими. Эта уловка позволила добиться определённого уровня точности одновременно с исследованием новых сюжетов и событий. В этом смысле второстепенные персонажи в каноне могли стать популярными благодаря авторам фанфиков, поскольку те предоставляли бо́льшую сферу для исследования, правда, по-прежнему в рамках определённых узнаваемых сюжетов сериала.
В 1960-е годы начался настоящий бум фанфиков, в основном в жанре научной фантастики, и новый сериал «Доктор Кто» не был исключением. Сюжет «Доктора Кто» значительно расширил возможности авторов фанфиков, поскольку огромное число регенераций, спутников и возможностей для путешествий во времени дают ту творческую свободу и экспрессию, какой нельзя добиться, к примеру, от повествования в «Звёздном пути». В этом десятилетии наблюдается также образование отдельного жанра фанфиков, который мог бы быть охарактеризован как неканоничный. Фактически, в этом и состояло его достоинство. Слэш-фикшн, названный так по обозначению «слэш» в рекламе греховных неканоничных отношений персонажей, стал более агрессивной формой сексуально-откровенного фанатского творчества. Авторы слэш-фанфиков представляют сексуальные отношения между персонажами в популярных телепрограммах, при этом такого рода связи не показываются и не исследуются в оригинальном тексте.
Не считая неудачного телевизионного фильма 1996 года – в котором авторы, возможно, зашли слишком далеко в исследовании сексуальности Доктора, – и нескольких радиопрограмм, фанаты «Доктора Кто» страдали от недостатка материала почти два десятилетия. Несмотря на это, BBC продолжали получать большую прибыль благодаря торговле. Журнал «The Doctor Who Magazine», первый номер которого вышел в 1979 году, снабжал поклонников информацией и интервью с актёрами, игравшими в сериале ранее, а также со сценаристами и съёмочной группой. Кроме того, в журнале публиковались в значительной степени неканоничные истории, однако, на мой взгляд, их основной стратегией была ностальгия, которая является перманентным состоянием фанатов и создателей «Доктора Кто». Журнал продолжал ежемесячно издаваться и во время вынужденного телевизионного хиатуса сериала. В постоянно публиковавшихся в нём комиксах действовали предыдущие регенерации Доктора, однако с 2005 года предпочтение отдавалось текущему воплощению в попытках добиться точности. Истории таких персонажей, как киберлюди, исследовались некоторыми писателями. Поэтому было ясно, что фанатам нужны были не только новые сюжеты «Доктора Кто»; они были готовы сделать следующий шаг и писать собственные истории для постоянно растущей широкой аудитории в сети. Написание фанфиков позволяет поклонникам сериала находиться в постоянной связи с текстом. Читатели также часто являются и авторами, и кульминация повествования отдаляется, поскольку это открытый нескончаемый процесс, размывающий границы между писателями и читателями. Авторы, пишущие слэш, ещё сильнее нарушают этот процесс, по-новому представляя отношения между персонажами в оригинальном сериале, в частности, между Десятым Доктором и Роуз Тайлер.
Популярность интернета расширила область распространения слэш-фанфиков и способствовала созданию активного фанатского сообщества, в рамках которого потребители текстов по всему миру могли обсуждать свои заслуги с единомышленниками. Фанатское творчество в определённом смысле мимолётно, и читатели часто требуют от авторов продолжения каких-то конкретных историй. Как предполагает Сьюзен Клерк: «Первейший инстинкт фаната – поговорить с другими фанатами о своих общих интересах» [2], а у поклонников «Доктора Кто» было целых 18 лет, чтобы обсудить свой любимый текст в рамках собственной творческой деятельности. С 1960-х годов фанатская культура стала более общей и объединённой, как отмечает Джон Фиске: «Фанаты создают и распространяют в своём сообществе тексты, которые зачастую оказываются такими же качественными, как продукты официальной культуры». [3]
Однако эти сферы культурного репродуцирования становятся всё более диалогичными. «Доктор Кто» всегда был интертекстуальным: в новых сезонах содержались явные отсылки не только к более ранним событиям данного сериала, но и к другим текстам, таким, как серия «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса или даже диснеевский фильм «Король Лев». После того, как к франшизе добавился «Торчвуд», эта интертекстуальность углубилась и достигла нового уровня диалогизма, поскольку в спин-оффе содержатся косвенные отсылки к «родительскому» сериалу. Так, в эпизоде 3 не только было введено наименование «Духогенератор» (эта линия впоследствии развивалась в «Приключениях Сары Джейн»), но и граффити, фигурировавшие в эпизоде «Доктора Кто» «Восстание киберлюдей»; ЮНИТ упоминается в эпизоде 7, «Дары данайцев»; надписи «Злой волк» можно увидеть и в эпизоде 12, «Капитан Джек Харкнесс»; имя бывшей спутницы Восьмого Доктора, Саманты Джонс, можно услышать в эпизоде 19, «Перезагрузка», а Харкнесс и Лицо Бо в конечном итоге оказываются одним и тем же персонажем, и так далее. Изначально «Торчвуд» был задуман Расселом Т. Дэвисом в 2002 году в качестве британской версии «Баффи – истребительницы вампиров». Спин-оффом «Доктора Кто» сериал стал в 2005 году, и о корнях Торчвуда было рассказано в эпизоде «Доктора» «Клык и коготь». Докторовская «рука в банке» стала ключевым предметом в сюжете, а персонаж Гвен Купер была введена в повествование как потомок Гвинет из эпизода «Беспокойный мертвец». Впоследствии «Торчвуд» становится частью вселенной «Доктора Кто» и принимает диалогическую эстафету у более раннего сериала. По мнению Майкла Холквиста, диалогизм – это «способ смотреть на вещи, всегда требующий присутствия иного, неизбежного наличия внешнеположенности и незавершённости». [4] Поэтому в данном смысле «Торчвуд» более чем интертекстуален.
Дэн МакКи утверждает, что интернет позволил фанатским сообществам формироваться быстрее, и вследствие этого фанаты демонстрируют «поддержку в их ежедневном медиапотреблении». [5] Опять же, согласно Генри Дженкинсу, существует «альтернативная концепция фанатов как читателей, которые присваивают популярные тексты и перечитывают их в той манере, которая служит различным интересам, как исследователей, которые преобразуют опыт просмотра телепередач в богатую и сложную общую культуру». [6] Точно так же Клерк, пишущая о любителях телевидения, предполагает: «Фанаты, вне зависимости от того, пользуются они интернетом или нет, обсуждают образы персонажей [и] размышляют о том, что могло бы случиться, если бы какие-то моменты в истории сложились иначе… Поклонники пытаются заполнить пробелы, оставленные сценаристами, и воссоздают связи между эпизодами». [7]
В современном общественном телевидении самые значительные «пробелы» в текстах, как правило, связаны с сексуальностью – с любым её типом. Поэтому у авторов слэш-фанфиков есть богатая почва для изучения и создания любого количества неканоничных изменений, поскольку «фанфик образуется в пробелах канона. На неизученных или недостаточно изученных территориях». [8] Разница здесь состоит в том, что явные сексуальные сюжеты «Торчвуда» являются каноничными.
В этом случае фан- и слэш-фикшн можно считать комментарием к «официальной» культуре, и этот комментарий – так же, как и тексты, к которым он создаётся – многое изменил. Теоретики адаптаций, такие, как Джеффри Вагнер, часто ссылались на переориентацию текстов в поисках возможности для комментирования, однако этот диалог – нечто большее, нежели беседа между адаптирующим и произведением, над которым он работает. Фанфики и их субжанры являются намного более интерактивными, очевидными и потому неоднородными процессами, и отношения между «Торчвудом» и «Доктором Кто» доказывают это.
Таким образом, я предполагаю, что фанфик – это жанр, и, как любой подобный жанр, он не является фиксированной или закрытой системой. Скорее, он подвергается фундаментальным изменениям и развитию в течение своего жизненного цикла; в этом случае мы имеем дело с главным циклом, в котором разрушительные элементы слэша перерабатываются, хотя и достаточно нейтрально, в соответствии с массовой культурой. То, что Пью [10] называет «демократичным жанром», стремится заполнить то, что Фиске [11], Дженкинс [12] и Клерк [13] называют «пробелами», оставленными в телевизионных программах. В настоящее время слэш-сообщества создаются онлайн, и появляются новые каноны фанфиков. Эти сообщества предоставляют плодородные пространства, где комментируются работы, а авторы получают отзывы. Вкратце, слэш можно понимать как особую форму признания, где текстовый источник открыт для преобразований ради неких сексуальных и зачастую политических планов. В «Торчвуде» стратегии слэша предполагались изначально, низвергая «родительский» сериал, поскольку спин-офф оказался намного более явно жестоким и сексуальным.
Благодаря «Доктору Кто» и «Торчвуду» фанфик ныне имеет налёт аутентичности, отражая формы, которые комментирует. Слэш теперь является не комментарием к тексту, но комментарием к самому телевидению. Фанфик тесно связан с телевидением и является расширением того, что Джон Эллис [14] называет «пониманием и принятием»: авторы фанфиков находят идею, тему или проблему и рассматривают её в связи со своим любимым телевизионным персонажем или текстом. Слэш только переносит это в более игривую сферу сексуального желания.

Слэш и Доктор

Наступление эпохи всемирной сети в начале 1990-х во многих повлияло на формирование фанфиков: интернет предоставил новое пространство далеко за пределами фэнзинов и конвентов, дал больше возможностей для анонимности. Благодаря интернету фанфики стали более видимыми, и он позволил фикрайтерам формировать онлайн-сообщества, в которых можно было соединить слэш с иными формами открыто-сексуального контента. Этот период был диалогической эрой для фанфиков и их авторов. Авторы слэша теперь могли вести более открытый диалог с текстами, которые комментировали, а также друг с другом. Некоторые сайты, например, slashfanfiction.com, начали собирать архивные материалы с 1960-1970-х годов, знакомя с жанром новую аудиторию, которая могла продолжить дело написанием собственных текстов.
Что интересно, слэш создал проблемы для учёных, занимающихся вопросами литературы и культуры, в частности, сложности возникли в попытках дать определение термину. Как отмечает Марк МакЛелланд, «Слэш… это андеграундный фандом, и многие англоговорящие люди, включая академиков-культурологов, похоже, не подозревают, насколько широк и долговечен этот жанр». [15] Хатчеон [16] утверждает, что фанфик определённо не является разновидностью адаптации, и я согласен с этим. Скорее, фанфики и слэш в большей степени напоминают беседу, в которой фанаты общаются с множеством текстов, которые уже доставили им огромное удовольствие.
В 1991 году появились первые оригинальные романы по «Доктору Кто», которые явно не принадлежали к какому-либо канону. Популярность интернета в последующие несколько лет ещё больше вдохновила авторов фанфиков по «Доктору», и на момент написания данного материала на сайте www.whofic.com было размещено 21648 историй, написанных 2777 авторами. Более 3000 текстов в этом архиве – фанфики по «Торчвуду». В конце 1990-х телесериал Рассела Т. Дэвиса «Близкие друзья» (4 канал, 1999 – 2000, Великобритания) открыл новые горизонты в показе гомосексуальных отношений и персонажей, а также расширил границы того, что может быть продемонстрировано по телевидению. Доктор всегда был асексуальным и являлся противником насилия, и новый Доктор Дэвиса в значительной степени соответствовал этой модели, поскольку «Доктор Кто» является «священным» текстом. Тем не менее, Дэвис и его команда сценаристов добавили сериалу сексуального напряжения. Роуз Тайлер, а позднее и Марта Джонс, явно испытывали романтические чувства к Повелителю Времени, но то же самое можно сказать о капитане Джеке Харкнессе, бисексуальном Агенте времени. Сыгранный звездой мюзиклов Джоном Барроуменом, этот персонаж привнёс в мейнстримовое телевидение немного нахальной гомосексуальности.
С самого начала «Торчвуд» позиционировался как «взрослый» спин-офф, а Харкнесс являлся центральным персонажем сериала. Несомненно, в первой слэш-истории по «Звёздному пути», «Отрывок вне времени», написанной Дианой Мерчант и опубликованной в фэнзине «Group» в 1974 году, были показаны сексуальные отношения между двумя ключевыми персонажами мужского пола, Кирком и Споком. Как отмечает МакЛелланд, «Как западные создатели слэш-фикшна, авторы взяли гетеросексуальное, гетеронормативное повествование и изменили его, представив сексуальные отношения между мужскими персонажами». [17]
Поэтому «Торчвуд» служит для развития персонажа таким же образом, как и фанфики, используя подобные слэшу стратегии, как и в случае со слэшем, в более сексуально раскрепощённой форме. «Торчвуд» является более «глубоким» текстом по отношению к «священному» тексту «Доктора Кто», и отношения между этими двумя явлениями Михаил Бахтин назвал бы «карнавализированными». Написание фанфиков само по себе есть карнавализация, поскольку далее Бахтин утверждает, что «карнавал <…> не знает разделения на исполнителей и зрителей» [18]. Согласно Саймону Дентиту, этот карнавал является «эстетикой, прославляющей анархичные и гротескные элементы популярной культуры и стремящейся противопоставить их лишённой юмора серьёзности официальной культуры» [19].
В некотором смысле, начиная с конца 1990-х, фанфик «рекультивировал» [20] телевизионную драму, и этот новый диалог возвёл слэш в новый, законный статус. В дальнейшем «Торчвуд» продолжил взаимодействие с «Доктором Кто», который изначально основывался на сценариях, созданных фанатами. Первый эпизод, «Всё меняется», – единственный за два сезона, сценарий к которому написал Дэвис – устанавливает свои взрослые полномочия в какой-то степени болезненно, когда полицейский офицер восклицает: «Это позор, мать вашу!» в первые несколько минут. Однако это является трактовкой сексуальности и отношений в сериале, что позволяет заподозрить в «Торчвуде» некий подобный слэшу диалогизм.
Во второй серии, «Первый день», некий случайный пришелец селится в теле женщины и бродит по Кардиффу в поисках мужчин, с которыми можно было бы заняться сексом. Проблема этого эпизода в том, что в нём мы становимся свидетелями невольного самоистязания женщины, больше напоминающего эффект от употребления наркотического препарата рогипнола. В одной сцене мы видим, как девушка принимает душ – так обычно в фильмах и сериалах изображают жертв изнасилования. В том же эпизоде Гвен также попадает под влияние пришельца, однако ей удаётся противостоять ему. С этого момента сексуальные отношения между сотрудниками Торчвуда-3 начинают развиваться далее. В четвёртом эпизоде, «Киберженщина», мы встречаемся с Лизой, девушкой Йанто, киберженщиной из Торчвуда-2(5). В шестой серии, «Бойня», Гвен спит с Оуэном, а в следующем эпизоде, «Дары данайцев», Тошико спит с Марком(6). Отношения Йанто и Джека начинаются в восьмом эпизоде, «Они продолжают убивать Сьюзи», и Гвен застаёт их во время сексуального акта в двадцать четвёртой серии, «По воле случая». Оуэн и персонаж из 1953 года, Мэри(7), вступают в романтические отношения в десятой серии, «Вне времени», а Тошико трагически влюбляется в Томми Броклесса в шестнадцатом эпизоде, «До последнего человека». Второй сезон в целом отличается явным расширением понятий о гетеросексуальности, гомосексуализме и бисексуальности в «Торчвуде», поскольку он наконец выходит из тени ТАРДИС и определяет себя в большей степени как научно-фантастический сериал для взрослых, рассматривающий некоторые очень реальные (и, следовательно, человеческие) проблемы.
Также в «Торчвуде» есть отдельные не раскрытые до конца моменты – не только бесконечные намёки на чувства между Тошико и Оуэном, но и возможные отношения между Джеком Харкнессом и капитаном Джоном Хартом, а также между Харкнессом и настоящим капитаном Джеком. Здесь я бы сказал, что это именно то, чем по сути занимается слэш-фикшн: он заполняет пробелы в существующем материале, в основном чем-то явно сексуальным, таким образом преобразовывая текст в более трансгрессивную форму комментирования. Очевидно, что, будучи поклонниками сериала и авторами фанатских текстов, создатели возрождённого «Доктора Кто» использовали связанные со слэшем стратегии при создании повествования, которое являлось чем-то большим, нежели просто спин-офф. Книги, комиксы, мультфильмы и аудиосериалы в какой-то мере каноничны по степени своей интертекстуальности, однако «Торчвуд», в котором используются эти стратегии, характерные для слэшных фанфиков, каноничен явно и определённо.

В продолжение разговора...

В отличие от «официальных» романов-спин-оффов к «Доктору Кто», «Торчвуд», как качественный фанфик, изо всех сил старается закрепиться как неотъемлемая часть канона и вселенной «Доктора». Если разместить оба сериала на одной временной линии, то окажется, что регулярные бегства Джека Харкнесса из Хаба всегда совпадают с его появлениями в ТАРДИС. Диалогическое взаимодействие продолжается, когда спутница Десятого Доктора, Марта Джонс, на три эпизода присоединяется к Торчвуду во втором сезоне, а все члены Торчвуда появляются в финале сезона «Доктора Кто», «Украденная Земля»/«Конец путешествия».
Когда «Доктор Кто» начался в 1963 году, он создавался как образовательный сериал для детей, а сценарии к нему писались ветеранами научно-фантастического жанра в Британии. Во многих отношениях оригинальный сериал отражал то, что их беспокоило. Такие писатели, как Терри Нейшн, Терренс Дикс и Дуглас Адамс были современниками таких британских авторов научной фантастики, как Артур Чарльз Кларк, Брайан Олдисс и Джеймс Грэм Баллард. Рассел Т. Дэвис, Стивен Моффат и Марк Гэтисс, однако, были фанатами «Доктора Кто». Помимо того, они писали фанфики по «Доктору», в том числе, в случае Гэтисса, профессионально. Поэтому неудивительно, что возрождённый «Доктор Кто» стал в значительной степени фанатским текстом, и он определённо и открыто следует стратегии карнавализации в фанфиках. В то же время, согласно Бахтину, карнавал всегда является временным состоянием, а и в «Докторе», и в «Торчвуде» как каноничные, так и фанатские тексты демонстрируют постоянство по отношению ко всем формам популярной культуры, и писатели-фанаты поддерживают и реформируют эту карнавальность.
Новый «Доктор Кто» заполняет пробелы, оставленные в предыдущих версиях и историях. В нём возможно в игровой форме восстановить и переписать аспекты канона «Доктора», а также закрепиться как источник для развития «Торчвуда». С одной стороны новая версия этого заветного, в какой-то степени «священного» повествования может служить в качестве влиятельного источника для новых текстов, более связанных между собой диалогически. Поэтому возрождённый «Доктор Кто» является фанатским комментарием к оригинальному сериалу, персонажам и сюжетам. В свою очередь, это комментирует новое поколение фанатов, кое-кто из которых теперь пишет собственные истории.
В конце концов разрушаются все жанры, а фанфик не меняется. «Торчвуд» - это слэшный фанфик по «Доктору Кто», несмотря на то, что материнский сериал представляет его как каноничный текст, и исследование «Торчвудом» трансгрессивной сексуальности в данный момент является важной частью повествования в «Докторе». Сексуальность скрыта в «Докторе», но явно показана в «Торчвуде». Эта связь с фантворчеством и фанатской культурой позволяет сериалу постоянно изменять свою структуру. Наиболее очевидно это по сквозному сюжету третьего сезона «Торчвуда», который транслировался по телевидению в течение пяти вечеров подряд в 2009 году. Эта структура интересна тем, что, по сути, можно утверждать, что данный сезон является комментарием к первым двум: третий сезон – фанфик по первому и второму.
Растущее количество фанфиков по «Торчвуду» (а также по «Доктору Кто») чётко отражает растущую популярность этих сериалов. Если «Торчвуд» не будет продолжен после третьего сезона, фанаты-писатели и авторы слэша используют свои истории о Торчвуде, чтобы бесконечный диалог с их любимым текстом и комментарий к вселенной «Доктора Кто» оставался открытым. Современная телепрограмма, использующая фанатские тексты, – это смелая и оригинальная идея. Используя это на следующем этапе и создавая слэш-версию основного продукта, произведённого семьёй BBC, команда творческих людей совершила своего рода подвиг, не только отдав сериалу должное как его поклонники, но и признав существование диалога между фанатами и самим сериалом. В случае «Торчвуда» это является стратегией, которая окупилась, поскольку он стал чем-то большим, нежели просто очередной интертекстуальный спин-офф. «Торчвуд» углубляет наше участие в «Докторе Кто», а также наше понимание «Доктора Кто» и его аудитории.
__________________________
(1) - Имеется в виду британский журналист Филип Граф.
(2) - Любительский малотиражный журнал, издаваемый силами страстных поклонников музыкальной группы, спортивной команды, телесериала и т.п.
(3) - Американский телесериал, выходивший в 1964 – 1968 гг.
(4) - Американский детективный телесериал, выходивший в 1975 – 1979 гг.
(5) - Так в оригинальном тексте; на самом деле явно имелся в виду Торчвуд-1.
(6) - На самом деле не Марк, а Мэри; фактическая ошибка допущена автором статьи.
(7) - На самом деле – Диана.

______________________________________________________________

Примечания

1. Ролан Барт, «S/Z» (Оксфорд: Blackwell, 1974), с. 4.
2. Сьюзен Клерк, «Эстрогеновые бригады и большие сиськи: Медиа-фандом в сети и вне её» // «The Cybercultures Reader» под ред. Дэвида Белла и Барбары М. Кеннеди (Лондон: Routledge, 2001), с. 216.
3. Джон Фиске, «Культурная экономика фандома» // «The Adoring Audience» под ред. Лизы А. Льюис (Лондон: Routledge, 1992), с. 39.
4. Майкл Холквист, «Диалогизм» (Лондон: Routledge, 2002), с. 195.
5. Алан МакКи, «Фандом» // «Television Studies» под ред. Тоби и Эндрю Локетт Миллер (Лондон: BFI, 2002), с. 67.
6. Генри Дженкинс, «Текстуальные браконьеры: Телевизионные фанаты и культура участия» (Лондон: Routledge, 1992), с. 23.
7. Клерк, «The Cybercultures Reader», с. 216 – 217.
8. Шина Пью, «Демократичный жанр: Фанфикшн в литературном контексте» (Бридженд: Seren Books, 2005), с. 92.
9. Джеффри Вагнер, «Роман и кино» (Кранбери, Нью-Джерси: Associated University Press, 1975), с. 222 – 223.
10. Пью, «Демократичный жанр».
11. Фиске, «The Adoring Audience».
12. Дженкинс, «Текстуальные браконьеры».
13. Клерк, «The Cybercultures Reader».
14. Джон Эллис, «Мы видим вещи: Телевидение в эпоху неопределённости» (Лондон: I.B. Tauris), с. 91.
15. Марк МакЛелланд, «Местные значения в глобальном пространстве: Пример женских вебсайтов о любви к мальчикам на английском и японском языках» // «Mots Pluriels», выпуск 19, октябрь 2001 г., с. 9.
16. Линда Хатчеон, «Теория адаптации» (Лондон: Routledge, 2006), с. 9.
17. МакЛелланд, «Mots Plurals», с. 6.
18. Михаил Бахтин, «Народный юмор и карнавальный смех» // «Бахтинские чтения: Избранные работы Бахтина, Медведева, Волошинова» под ред. Пэм Моррис (Лондон: Arnold, 1993), с. 198.
19. Саймон Дентит, «Bakhtinian Thought: An Introductory Reader» (Лондон: Routledge, 2003), c. 66.
20. Джей Дэвид Болтер и Ричард Грасин, «Восстановление» (Кембридж, Массачусеттс: MIT Press, 2000).

@темы: Narrative and Torchwood, Illuminating Torchwood, Richard Berger, Torchwood, Освещая Торчвуд, Повествование и Торчвуд, Ричард Берджер, Торчвуд, книги, перевод, сборники, эссе

URL
Комментарии
2014-09-16 в 21:57 

Люксория
Я такая милая, что Бемби рядом со мной - просто олень!
Прочитала пока только половину, но мне нужно сделать перерыв и проржаться...

Авторы, пишущие слэш, ещё сильнее нарушают этот процесс, по-новому представляя отношения между персонажами в оригинальном сериале, в частности, между Десятым Доктором и Роуз Тайлер.
Как много нового я сейчас узнала о слэше...

2014-09-16 в 22:14 

Dr Owen Harper
I'm not just a doctor. I'm a bloody brilliant doctor!
Ой, это вообще такая странная статья. Там под конец вообще какой-то ппц начинается, автор конкретно путается в фактическом материале, второстепенных персонажей между собой перемешал, пол некоторым сменил :facepalm:
Правда, я слегка напрягаюсь из-за того, что , возможно, где-то накосячила в переводе, ибо стиль жесть.

URL
2014-09-16 в 22:22 

Люксория
Я такая милая, что Бемби рядом со мной - просто олень!
Если автор даже путает пол персонажей, это точно не твой косяк!
Правда, до конца я еще не дочитала - вычитываю подружке фанфик для ФБ, так что отвлекаюсь постоянно. Но ты меня прям заинтриговала)))

2014-09-16 в 23:24 

Люксория
Я такая милая, что Бемби рядом со мной - просто олень!
Обожимой! :apstenu:
Харпер, я перед тобой преклоняюсь! Это ж сколько терпения надо, чтобы переводить этот укур! "Принцы" по сравнению с этой статьей - детский лепет! Ричард Берджер (специально пошла имя автора посмотрела) явно сидит на тяжелых наркотиках!
Он не только перепутал все на свете. Он совершенно не понимает то, о чем пишет. Зато умных слов сколько, цитат из каких-то не менее умных людей... Все это должно создать впечатление, что автор очень хорошо разбирается в предмете. Но как по мне, он ни "Торчвуд" не смотрел, ни фанфиков ни разу не читал, тем более слэшных.
А потом вдруг натыкаешься на фразу:
В одной сцене мы видим, как девушка принимает душ – так обычно в фильмах и сериалах изображают жертв изнасилования.
И все. Истерика!
Я теперь буду совсем по другому смотреть на девушек в душе в фильмах. И даже если они будут радостно напевать песни Бритни Спирс, меня уже не обманешь. Ричард Берджер открыл мне глаза! :-D

2014-09-17 в 12:11 

Dr Owen Harper
I'm not just a doctor. I'm a bloody brilliant doctor!
Люксория, там и пол, и имена, и чего только нет. У меня чуть мозг не взорвался под конец. :facepalm: И таки да, цитат умных много, но такая каша... В этом, пожалуй, минус сборников - если часть работ нормальная, то в них всё равно обязательно затесается какая-нибудь такая хрень.

Я теперь буду совсем по другому смотреть на девушек в душе в фильмах. И даже если они будут радостно напевать песни Бритни Спирс, меня уже не обманешь
:lol:
Я примерно понимаю, что он имел в виду под этой фразой, но... я вообще думала, что после душа у него ассоциации с Хичкоком пойдут. Но нет!

ЗЫ Ссылки на скачивание обновлены везде, перезалила книжки на дропбокс, вроде бы оттуда не удаляют.

URL
2014-09-17 в 13:57 

Люксория
Я такая милая, что Бемби рядом со мной - просто олень!
я вообще думала, что после душа у него ассоциации с Хичкоком пойдут. Но нет!
Если он даже "Торчвуд" не посмотрел перед тем, как о нем писать, то Хичкока он тоже явно не видел.
Вообще статья совершенно дикая!

ЗЫ Ссылки на скачивание обновлены везде, перезалила книжки на дропбокс, вроде бы оттуда не удаляют.
Ура! Побежала качать!

2014-09-17 в 14:30 

Люксория
Я такая милая, что Бемби рядом со мной - просто олень!
Все скачал, спасибки! :white:
Кстати, очень удобный сайт. Можно и в онлайне читать, и качается за секунду.
Теперь жду еще "Принцев"... :shy:

2014-09-17 в 14:40 

Dr Owen Harper
I'm not just a doctor. I'm a bloody brilliant doctor!
Ага, и мне на дропбоксе понравилось. А то задолбали эти файлообменники, где вроде и бесплатно, но минуту надо ждать или ещё что-нибудь.
Принцев осталось вычитать, постараюсь как-нибудь в ближайшее время, насколько ФБ мне позволит :gigi:

URL
   

Welcome to Torchwood

главная